К заповеднику можно подъехать с двух сторон: со стороны водопада реки Баниас или со стороны источников Баниаса. Мы начали со стоянки у водопада и с прогулки по так называемой висячей тропе над рекой Баниас (Хермон).
Баниас является одним из притоков главной реки Израиля - Иордана. С 60 гг.20 века источники Иордана в Израиле объявлены заповедными зонами, поэтому и истоки реки Хермон (Баниас) с остатками древнего города Баниас являются частью природного заповедника. Баниас пополняется водой из рек (главные из них Саад, Cион и Гувта) за счет таяния снегов горы Хермон. Но основная часть воды поступает из источников, берущих свое начало у подножия пещеры Баниас. На протяжении 3,5 километров русло реки проходит по извилистому ущелью, вдоль которого тянется необыкновенно живописный маршрут, который как бы висит над ущельем. Большие перепады высоты приводят к образованию водопадов, самый большой из которых - «водопад Баниас» - высотой 10 м. К «висячей тропе» ведет чудесная дорожка из гравия, вдоль которой растут миндаль, дубы, инжир и другие деревья. Перед началом маршрута устроена смотровая площадка, с которой видны крепость Нимрод, отроги Хермона, горы Алон, Шазиф, Бетарим, Рамта. Тропа идет вдоль бурлящего Баниаса с одной стороны и базальтовых скал с другой. По дороге встречается много деревянных мостиков, перекинутых через реку, на маршруте имеются удобные лестницы для подъема и спуска, над водопадами устроены смотровые площадки. Берега Баниаса очень густо заросли зеленью, вода в реке чистейшая. Некоторые инжирные деревья корнями уходят в дно, т.е. создается впечатление, что деревья растут прямо из реки. Говорят, что в Израиле мало воды, а вот мы уже час идем и слышим неумолчный шум реки. У источника Хила есть небольшой рукотворный бассейн, в котором вода теплее, чем в источниках Баниаса. По берегам растут бук широколистный и платан - очень красивые деревья, дающие густую тень. Встречается много старых мельниц, причем две из них особенно обращают на себя внимание. Одна из них - полуразрушенная, но очень живописная, вся в струях воды, другая мельница хорошо сохранилась и является единственной старой действующей мельницей. Точный возраст ее неизвестен, он оценивается приблизительно в несколько сотен лет. Эта мельница использовалась для помола зерна и выжимания оливкового масла из маслин и служила населению Северных Голан до 1986 г. Дальше по маршруту еще 2 интересных объекта: старая небольшая электростанция, снабжавшая электричеством Баниас до 1967 г. и остатки римского моста через речку Гувта. И, наконец, маршрут выводит к остаткам древнего города Баниас.
Со времен походов Александра Македонского греческая культура начинает проникать на восток (332 г. до н.э.). После смерти Александра здесь в 200 г до н.э. произошло сражение между Птолемеями и Селевкидами за власть над этими землями, которое положило конец правлению династии Птолемеев в Палестине. Это и было первое упоминание о Баниасе. Город раскинулся в необыкновенно живописных местах, его название произошло от имени бога Пана - бога лесов и пастухов, которому был посвящен выстроенный здесь греческий храм. Это - удивительное место, с одной стороны которого огромная скала с пещерой, с другой - бассейны с каскадами воды. К пещере и соответственно к местам, где прежде находились храмы, нужно подняться по ступенькам. Эта большая пещера в скале, дно которой было покрыто водой, прежде использовалась для жертвоприношений скота. По правую сторону пещеры сохранились ниши ( 1 большая и 2 маленьких), в которых находились статуи Пана и нимф. В начале 1-го столетия н.э. римляне подарили Баниас Ироду Великому. Ирод приложил много сил для развития города, и он же построил храм около пещеры в честь римского императора Августа. Сейчас можно видеть только остатки западной стены храма. Из храма можно было попасть по декорированному камнями проходу к гроту Пана. Это был первый храм, построенный здесь. Справа от него возвышается храм Зевса, построенный во времена императора Трояна (годы правления 98-117 г.н.э.). Еще правее находится святилище, сооруженное в 178 г. н.э. в честь греческой богини справедливости и возмездия Немезиды. Тут же на площади было построено еще 2 храма с удивительными названиями: храм-захоронение священных козлов и храм Пана и танцующих козлов, в которых происходили жертвоприношения и ритуальные танцы. Большинство храмов построены так, что их задняя сторона примыкала к скале и т. о. все статуи в нишах были внутри храмов. На скале до сих пор видны следы обработки. Очень красивый вид открывается, если подняться по левой лестнице над пещерой.
После смерти Ирода Великого его владения были поделены между тремя его сыновьями. Север страны и Голаны достались Ироду Филиппу, который сделал Баниас столицей своих владений и переименовал его в Кейсарию Филиппову (Кейсария - чтобы угодить римскому императору, а название Филиппова добавлено, чтобы не путать с Кейсарией, построенной Иродом на море). Однако сохранилось старое название. Во время правления Филиппа согласно христианской традиции Баниас посетили Иисус Христос и его ученик Шимон бар – Иона.
Баниас продолжал быть столицей также и во времена Агриппы II – правнука Ирода Великого (2-ая пол. 1-го века н.э.). Иосиф Флавий писал, что при этом правителе город необыкновенно расцвел: были построены храмы, украшенные статуями, и роскошный дворец, остатки которого сохранились до сих пор. После победы римлян в Иудейской войне город был захвачен императором Титом, который устраивал здесь жестокие зрелища с участием побежденных иудеев.
Но история Баниаса на этом не заканчивается. Город продолжает развиваться и в 4 веке в нем обосновывается христианская община. Ведь именно здесь Иисус передал своему ученику Шимону ключи от царства небесного и назвал его Петр. Баниас становится местом паломничества христиан. С распространением христианства все жертвенники и храмы в честь Пана и других богов были разрушены, однако город продолжал расцветать. Интересно что, дворец Агриппы II был превращен в бани. С приходом мусульман (7 век н.э.) Баниас превращается в маленькое поселение. Но с появлением крестоносцев начинается новая жизнь Баниаса.
Недалеко от пещеры расположен небольшой музей под открытым небом, в котором выставлены остатки прессов, колонн, алтарей, дверей из захоронений и каменного водовода.
К пещере можно подойти со второй стоянки, которая называется стоянка у источников. Недалеко от этой стоянки находятся раскопки византийской церкви в форме базилики (4-6 век н.э.). В одном из ее помещений находилась статуя Иисуса Христа и женщины, исцеляющейся от прикосновения к его одежде. Об этой статуе писал церковный историк Евсевий Кейсарийский (Эусебиус), посетивший Баниас в 4 в.н.э. (годы его жизни 263 - 340 гг. н.э.). Возможно это была первая или одна из первых статуй Иисуса в истории. Раскопками обнаружены мозаичный пол, основание колонн и ступени. Базилика впоследствии была разрушена арабами.
И совсем недалеко отсюда находятся раскопки Баниаса римского периода. Можно увидеть раскопанную главную улицу– кардо, остатки колонн и фундаментов. В 10 минутах ходьбы от этих раскопок расположен дворец Агриппы II. Он производит очень сильное впечатление и своими размерами и хорошо сохранившимися помещениями. Дворец являлся одновременно и местом заседаний правительства. До сих пор сохранились остатки полукруглых башен при входе, каменные полы, колонны, лестницы, подземные переходы, арки, водовод, подающий воду во дворец. Почти полностью дошли до наших дней ряды арочного строения, помещения которого использовались как склады. Сохранилось основание тронного зала и других комнат и залов, раскопаны остатки фонтана и бассейна в задних комнатах дворца.
На территории заповедника сохранились остатки средневекового Баниаса или Белинаса (так его называли франки). Крестоносцам не удалось захватить Баниас в первые годы Иерусалимского королества. Интересно отметить, что с 1126 г. в городе обосновались исмаилиты (асассины). В 1129 г исмаилиты, опасаясь суннитского правителя Дамаска, договорились с франками и впустили отряд де Броса в Белинас. Франки отстроили крепость и укрепили город. Через несколько лет Белинас снова переходит в руки мусульман, но еще через несколько лет Рене де Брос вновь захватывает город и так несколько раз Белинас переходил от мусульман к крестоносцам и обратно. Это продолжалось до 1164 г., когда мусульмане окончательно захватили Белинас. С постройкой замка Нимрод во времена правления мусульманской династии айюбидов (ориентировочно 1228 г.) значение Белинаса падает. В 1265 г мамлюкский султан Египта Бейбарс снова укрепляет город, но основной крепостью уже являлся Нимрод. На какое–то время в Баниасе устанавливается власть бедуинских шейхов, город превращается в деревню, которая просуществовала до 1967г., т.е. до шестидневной войны.
От средневекового города остались: угловая башня крепости, построенной крестоносцами на римском фундаменте (затем башня перестраивалась и достраивалась в разные периоды и сейчас на ней можно видеть слои, относящиеся к разным периодам: романско-византийскому, крестоносному, времени айюбидов, оттоманскому и сирийскому), остатки стен, рва и ворот в средневековый город. Самыми интересными являются ворота, с внутренними помещениями. Высота ворот 7 метров, толщина стен 2 метра, над ними сохранилась арка. Ворота имеют 2 входа: один ведет внутрь крепости, другой из нее. В настоящее время вход в помещение ворот закрыт в целях безопасности.
Прогулка по Баниасу - это прогулка на целый день. При входе выдается карта с разъяснениями. По заповеднику можно совершить 4 прогулки, разной протяженности, самая длинная 90 мин. Подъехать к Баниасу можно по шоссе 99. Вход платный. Недалеко от Баниаса находятся и другие интересные национальные парки и заповедники, например, Гамла, крепость Нимрод, Тель-Дан, Хула.
Литература:
Браун Р. По следам крестоносцев.
Бакмед