На северном склоне у подножия горы Кармель обнаружены остатки древнего города Бейт Шеарим. Основная его часть расположена под землей. То, что привлекает сюда туристов со всего света - это огромный акрополь, в котором еще только часть пещер с захоронениями открыта для посещения. Некоторые из могил еще не исследованы. Погребальные пещеры поражают своими размерами и внутренним убранством. Кроме того, в парке много зелени, а весной – еще и ярких цветов. Планировка парка и посадка деревьев была осуществлена в 50-х годах XX века.
История открытия древнего акрополя такова. В 1926 г. в этих местах поселился Александр Зайд, приехавший в Палестину еще в 1904 г. в возрасте 17 лет. Он выполнял обязанности охранника в земельном национальном фонде. Спустя 10 лет, в 1936 г., Зайд случайно открыл одну из погребальных пещер, в которой оказались саркофаги. В 1936 – 1940 гг. и в 1953 – 1958 гг. здесь проводились интенсивные раскопки, в ходе которых были раскопаны остатки синагоги, общественных и жилых зданий, городских стен, ворот и масляных прессов. Это и был древний Бейт Шеарим. Площадь раскопок составила 130 дунам. Кроме того, обнаружено более 30 подземных и вырубленных в скалах погребальных пещер. Комплекс этих пещер является крупнейшим еврейским некрополем древнего мира.
Перед большинством пещер находится открытый двор, а попасть в пещеры можно через сохранившиеся каменные двери, имитирующие деревянные. Часто эти двери ведут в целые подземные залы с саркофагами, установленными в нишах в несколько рядов в высоту. Есть огромные залы, в которых найдены сотни захоронений. Надписи на иврите, арамейском и греческом языках на стенах и саркофагах помогают распознать профессии и семейные связи захороненных в пещерах. В могилах часто встречаются еврейские символы – менора (светильник), лулав (пальмовая ветвь), этрог (растение из рода цитрусовых).
Возможно, название древнего города произошло от слова «шеар», что на иврите означает ворота. Греческое название города Бейсара. Еще Иосиф Флавий писал о Бейт Шеарим, как о центре, созданном дочерью царя Агриппы I Береникой. Расцвет города приходился на конец 2-го начало 3-го века н.э. В это время Бейт Шеарим являлся крупным религиозным центром и был одним из мест нахождения Сенидриона после разрушения Иерусалима Титом. Сенидрион - это высшее религиозное учреждение Древней Иудеи. Рабби Иегуда ха– Наси перевел Сенидрион из Шфарама в Бейт Шеарим , а затем в Ципори, где под его руководством была завершена Мишна – наиболее ранняя часть Талмуда. Последние 17 лет Иегуда ха– Наси жил в Ципори, но завещал похоронить себя и членов своей семьи в Бейт Шеарим, и с тех пор это кладбище считается священным местом (Иегуда ха- Наси умер в 220 г н. э.). Здесь стали хоронить знатных иудеев из Израиля и из стран диаспоры – Вавилона, Тира, Бейрута, Сидона, Хемьяра ( южная Аравия). Но уже в конце 3-го веке н. э. захоронения становятся более скромными и качество их строительства снижается. В 4 веке н.э. Бейт Шеарим был разрушен и сожжен, а место где он находился было переименовано арабами в Шейх-Абрек (имя шейха, похороненного недалеко от памятника Александру Зайду). Могила сохранилась до сегодняшнего дня.
Теперь прогуляемся по этому удивительному месту. Около стоянки машин находится макет раскопок древнего города и могил времен Мишны и Талмуда. Для удобства осмотра каждой пещере присвоен порядковый номер. Начинаем с пещеры Ицкаха Заира сына Шимона. Это маленькая погребальная пещера с небольшим двориком перед входом. В пещеру нужно спуститься по небольшой лестнице. Вход закрывает каменная дверь. Рисунок на камне повторяет рисунки на деревянных дверях в домах того времени, т.е. дверь в погребальную пещеру олицетворяет дверь в последний приют человека. Здесь же можно осмотреть еще 2 пещеры. Идем дальше мимо цветущих деревьев и уютно расположенных столиков для отдыха. Справа находится большой водяной колодец, поднимаемся наверх и выходим к пещере, которая не раскопана. Виден только вход. Затем удобный спуск по ступенькам и выходим к пещере Сары. Тут сразу 4 захоронения, а посередине небольшой дворик. На базальтовой притолоке имеется греческая надпись, объясняющая, кто здесь похоронен. Спускаемся ниже и выходим к большой пещере («пещера одного саркофага»). Здесь также довольно просторный двор, по левую и правую сторону которого находятся захоронения. Во дворе выставлен орнаментированный саркофаг. Первоначально эта пещера планировалась как место захоронений в саркофагах, сейчас здесь остался лишь один саркофаг. При входе слева и справа пещеры с пятью углублениями для захоронений, отделенные друг от друга. Сначала здесь хоронили в гробах, позднее в саркофагах. Отсюда видна огромная пещера, вход в которую с другой стороны.
Снова поднимаемся наверх по бетонированной дорожке и выходим к большому захоронению, включающему 2 зала («пещера лулава»). На притолоке греческая надпись «Боже, помни раба твоего Саркадуса». Здесь же можно увидеть сохранившееся изображение лулава (ветвь пальмового дерева). Далее выходим к сооружению, напоминающему амфитеатр с каменными скамейками, которое находится над местом предполагаемого захоронения Иегуды ха-Наси. Возможно, здесь проходили церемонии в память о нем. Дальше пещера с трогательным названием «тут отдыхают любимые». Она имеет форму длинного узкого каменного коридора, по обеим сторонам которого высечены высоко расположенные ниши для захоронений. Сохранилась надпись греческими буквами, обведенными красной краской: «здесь покоится дорогая Эстер». На двери в пещеру имеется изображение лилий, заключенных в круг. Спускаемся по дорожке вниз и выходим к так называемой «пещере поставщика одежды». Здесь имеется 3 зала. На одной из сохранившихся греческих надписей можно прочесть, что здесь похоронен лучший поставщик тканей. Еще ниже по дорожке пещера с захоронениями сирийских евреев и «пещера проклятий». Она имеет 4 зала. В этой пещере обнаружены десятки надписей с пугающими надписями типа «кто попытается открыть эту могилу – умрет». И тем не менее, воры взломали стену между пещерой сирийских евреев и «пещерой проклятий». Справа находится еще одно огромное захоронение из 12 комнат, расположенное на 2-х этажах («пещера маалот»). Спуск и подъем к могилам по ступеням. Здесь почти во всех могилах сохранились двери с геометрическими украшениями. В этих комнатах найдены 26 надписей на греческом языке и иврите. Часть дверей снята с петель.
Следующая пещера - это пещера, в которой возможно находится могила рабби Иегуды ха-Наси. Это система захоронений, включающая двор и огромную пещеру. Очень впечатляет вход в гробницу, состоящий из большой центральной арки и двух боковых поменьше. Двери при входе двустворчатые и сохранились полностью. Внутри в углу одного из залов обнаружена двойная могила, которая была покрыта каменной доской без надписи. Предположительно, это и есть могила рабби Иегуда ха-Наси с женой, который просил похоронить его в земле. Следуем дальше и попадаем в пещеру, в которой расположен музей. Раньше здесь находилась мастерская по производству стекла. В центре музейного зала до сих пор находится огромный кусок стекла весом 8,8 тонн, сделанный в 9 веке н.э. Очевидно, какой-то дефект в его изготовлении заставил оставить его там, где он находится сейчас. Выставка каменных дверей, имитирующих деревянные с железными гвоздями и висячими замками, объясняет важность дверей как символа связи между мирами. Также в музее выставлены археологические находки, обнаруженные в ходе раскопок в Бейт Шеарим. Здесь же можно увидеть макет мавзолея царя Карии (Турция) Мавзола, в котором найден саркофаг из белого алебастра, украшенного золотом. Этот мавзолей считался одним из семи чудес света. Термин «мавзолей» и произошел от имени царя Мавзола, правившего в 4 столетии до н. э. В музее сохранился фриз «пещеры мавзолея», находящейся на холме, куда мы еще пойдем. Фриз изображает борьбу на охоте между волками, орлами и львами.
Недалеко от музея находится самая поражающая воображение пещера, открытая в Бейт Шеарим – «пещера гробов» (75x75 метров). Вход в нее также 3-х арочный. Внутри пещеры – целый подземный город с залами, заполненными саркофагами. Около некоторых захоронений сохранились имена умерших. Многие саркофаги украшены растительными орнаментами, изображениями птиц, рыб, быков, львов, мифических животных. Есть гроб с изображением богини Ники. По изображению на одном из саркофагов сцены охоты можно догадаться, что здесь похоронен охотник. Некоторые орнаменты были покрыты красной краской, которая частично сохранилась до сих пор. Всего в пещере находится 135 гробов. Здесь же найден каменный семисвечник высотой 1,9 метров.
На этом прогулка по гробницам не заканчивается. В 2009 впервые был открыт для осмотра дополнительный участок, включающий 6 погребальных пещер. Однако обнаружены они были еще в 1936 – 1940 гг. Эти пещеры можно посетить только в сопровождении экскурсовода. Итак, выходим из ворот парка и по живописной дорожке, вьющейся по склону холма доходим до первой пещеры – «пещера мавзолей». Фриз этой пещеры находится в музее. Перед гробницей большой мозаичный двор, сохранился красивый растительный орнамент на арке при входе. Внутри пещеры на камнях выбито изображение быка. Спускаемся дальше по дороге и подходим к «пещере ковчега Торы», состоящей из 4 залов. В главном зале находится рельефное изображение на камне ковчега и другая иудаистская символика. Рядом - «пещера еврейского гладиатора». Пещера прикрыта деревянными дверями, а за ними видны каменные. На дальней стене можно различить фигуру ныряющего человека, возможно, это аллегория перехода в мир иной. Следующая пещера – «пещера воина и меноры». Эта пещера из 5 залов, включающая около 80 мест для захоронений. Самое впечатляющее изображение в этой пещере – менора с 3 ответвлениями, высеченная на голове воина. Следующая пещера со страшным названием «пещера ада». В ней интересны сохранившиеся насечки на камне с изображением корабля. Под этой пещерой находится еще одна, закрытая для посещения. И последняя пещера - это «пещера всадника». Уже, кажется, невозможно поражаться, но эта пещера в очередной раз заставила изумиться. В ней находится 380 захоронений в 16 залах, которые расположены по бокам узкого и длинного коридора на разных уровнях. Большинство дверей в залы сохранились. Скученность могил объясняется их использованием разными поколениями. В пещере имеется несколько типов могил. Большинство могил использовались для захоронения глюзкем (на латыни – оссуарий). Это прямоугольный ящик, в котором хранились костные останки. Второй тип могил представляет собой высеченные в стене ячейки выше уровня пола. Третий тип - это могилы в нишах. И четвертый тип - это могилы в полу погребального помещения. Множество рельефных изображений и надписей, выбитых на камне, украшают эту пещеру.
Недалеко находится еще один интересный объект – водный резервуар, длинной 26 метров и объемом более 1000 куб. м. Он снабжал водой Бейт Шеарим со 2 по 4 век н.э. Во время британского мандата (1917 -1948 гг.) участники организации «хагана» покрыли бетоном пол в резервуаре, поставили массивную дверь и стали использовать это, теперь уже закрытое помещение, как склад для хранения оружия.
Возвращаемся назад по асфальтированной дороге и справа видим остатки городских ворот и масляного пресса. После этого поднимаемся на холм. Здесь собственно и находился сам город. Со времен рабби Иегуды ха-Наси сохранились только остатки общественного здания и городских стен из больших обработанных базальтовых камней. Основная часть города еще не раскопана, хотя раскопки продолжаются до сих пор. На вершине холма находится бронзовый конный памятник Александру Зайду. Он много сделал для охраны еврейских земель от посягательств арабов. Зайд изображен сидящим на коне и всматривающимся в Израэльскую долину. Зайд убит бедуином в 1938 г. Убийца был схвачен и приговорен к расстрелу. Александр Зайд - первый, кто обнаружил здесь местонахождение древних захоронений. Первая древняя синагога была раскопана в саду дома Зайда, но впоследствии ее закопали, т.к. она находилась на частной территории. Каждый раз не перестаешь удивляться, как много тайн хранит в себе земля Израиля.
Добраться до парка можно по шоссе 75. Вход в парк платный.
Бакмед