[Музей старой железнодорожной станции – «поезд долины» в поселении Иешуа - Вальдхайм - Галилейский Бейт-Лехем - древний холм Ханатон]
Израэльская долина – самая большая долина на севере Израиля. Она ограничена холмами Рамот Менаше, Самарией и шоссе 66 – на западе, горами Гильбоа и шоссе 60 на востоке, Назаретскими горами и Рамат Тивон на севере. Долина – плоская и имеет один узкий выход около Кирьят Харошет (проход Кишон). Израильский земельный фонд начал осушение земель долины в 1920 году. Большая часть земель используется под сельскохозяйственные угодья (140 000 дунам из 200 000 дунам). В начале 20-го века большое количество земли в этих местах было выкуплено у арабов Иешуа Ханкиным, приехавшим из России в 1881 г.
Музей старой станции «поезда долины» располагается рядом с кфар (поселение) Иешуа (шоссе75, потом по внутренней дороге без указания нумерации на кфар Иешуа). Кстати, дорога не очень ровная, но проехать можно, хотя и написано «проезда нет».
Уже подъезжая к музею, рядом с шоссе можно увидеть ряд старых каменных домов. Тут действовала в течении 50 лет железнодорожная станция Тель эль Шмам (кфар Иешуа). Эта станция была одной из первых станций «поезда долины». Железнодорожная ветка по Израэльской долине была проложена по распоряжению султана Оттоманской империи и соединяла Хайфу с Даръа (Сирия) и далее становилась частью Хиджакской железной дороги, соединяющей Дамаск через Амман с половиной Аравийского полуострова. Одной из основных целей создания дороги была помощь мусульманским паломникам в посещении Мекки. В Израиле дорога проходила от Хайфы по Израэльской долине, долине Бейт- Шеана до Цемах (на южном берегу озера Кинерет). Кфар Иешуа возник благодаря железной дороге, которая была построена в 1903-1905 годах.. Поезда продолжали ходить до марта 1948 г. После закрытия железной дороги служебные здания обветшали, и только благодаря усилиям районного совета Израэльской долины, жителям кфар Иешуа и Совету по охране исторических мест можно видеть восстановленные здания станции.
На территории станции имеется небольшой музей. Можно посмотреть коротенький, но интересный фильм об истории железной дороги. Представлено много интересных фотографий. Есть фотографии Бецалеля Гордона, бывшего начальником станции, с семьей. На одной фотографии запечатлена посадка в вагон – сначала входят турки и немцы, а потом евреи, арабы и англичане. Можно увидеть, как в вагонах перевозились животные. В музее представлен интересный движущийся макет поезда со всеми остановками. Протяженность всей дороги от остановки Цемах (на Кинерете) до Хайфы составляла около 87км. Дорога была построена при султане Оттоманской империи Абдуле Хамиде втором, который правил с 1876 по 1909 г.
В скором времени возможно будет введена в строй новая линия современной железной дороги по долине – Бейт- Шеан, Афула, Кфар Барух, Кфар Иешуа, Нешер, Лев ха-Мифрац.
На территории музея выделяется центральное каменное 2- х этажное здание, построенное в немецком стиле. На втором этаже были: зал ожиданий, комната начальника станции, комнаты 2-х его помощников и касса. На первом этаже располагались жилые комнаты начальника с семьей. При входе в центральное здание - фигура Бецалеля Гордона, занимавшего должность начальника с 1936 по 1938 г. На здании обращают на себя внимание сохранившиеся часы 1842г.
Следующее одноэтажное здание занимал заместитель начальника станции ( две комнаты и прихожая, кухня и туалеты - снаружи). Кроме того сохранилось полуразрушенное здание телефонной станции, водокачка и два товарных вагона и за территорией музея еще одно небольшое каменное здание, в котором проживали рабочие.
На территории Израиля можно увидеть и другие станции этой уже недействующей железной дороги в разной степени сохранности: от полуразрушенных строений до содержащихся в порядке станций, как например, железнодорожный музей в Хайфе.
Теперь можно вернуться на шоссе 75 и свернув на перекрестке Алоним на дорогу 7513 проехать до поселка Алоней Аба. Этот поселок был основан в 1948 г. молодежной сионистской организацией на землях поселения тамплиеров Вальдхайм. Еще сохранились несколько старых немецких домов и интересное здание церкви, теперь пустующее. Кирха построена в 1916 г. жителями поселения Вальдхайм (лесной вид), которые жили здесь с 1907г. по 1948 г.
Продолжая ехать по дороге 7513, попадаем в очень живописный мошав - Галилейский Бейт-Лехем (не путать с Бейт-Лехем (Вифлеем) в Иудее). Это поселение упоминается как надел Звулона. Здесь были найдены археологические остатки времен 2- го Храма, византийского и римского периодов. При въезде можно прочитать, что это сельскохозяйственный мошав, основанный в 1906 г. выходцами из немецкого поселения в Хайфе (мошава Германит). Первые немецкие колонии появляются на земле Израиля в 19 веке. Это была инициатива лютеранского священника Кристофа Хоффмана. Он считал, что здесь следует создать новый библейский народ и поэтому призывал немцев переселяться на Святую Землю. Переселившиеся немцы считали себя преемниками Ордена тамплиеров, защищавших христианских паломников во времена походов крестоносцев. В 1943 г. почти все немецкие жители были высланы в Австралию, вследствие их профашистской ориентации. Оставшиеся немцы были высланы в 1948 г. В 2006 г. в мошаве открыт памятник в честь членов семей, погибших в катастрофе. В апреля 1948 г. поселок был захвачен бойцами «Хаганы» (еврейская военная организация) и на следующий же день здесь поселились члены организации «Хореш» (еврейская рабочая организация, действовавшая с 1907 г. по 1909 г., созданная рабочими Галилеи, которые работали в мошавах и сельскохозяйственных фермах). Основные занятия жителей – сельское хозяйство, животноводство, содержание питомников, содержание гостевых домов, виноделие. Интересно пройти по главной улице, спроектированной Готлибом Шумахером. Ее длина около 800 м. Улица почти целиком состоит из сохранившихся немецких домов.
И еще одно интересное место поблизости - это холм Ханатон. Выезжаем из Галилейского Бейт-Лехема на шоссе 77, на перекрестке Ха-Мовиль сворачиваем по шоссе 79 (в сторону Хайфы), доезжаем до шоссе 784 и по нему едем до холма Ханатон. Он виден издалека, к нему ведет от шоссе проселочная дорога. Машину можно оставить внизу и подняться на холм пешком. Этот холм является частью национального парка Ципори и называется хурват Ханатон. Ханатон являлся библейским городом и располагался на важном пути из Месопотамии в Египет между городами Мегиддо и Акко. Вокруг много воды, плодородная земля, что стимулировало развитие сельского хозяйства. Ханатон упоминается как один из городов, захваченных Ассирийским царем Тиглатпаласаром третьим во время его похода в Сирию в 732 г. до н.э. В римский период город приходит в упадок в связи с развитием рядом Ципори. В эпоху крестоносцев упоминания о городе Ханатон нет. В это время здесь была крепость Хоцпит (11 век). Крепость, по-видимому, защищала сельскохозяйственные угодья крестоносцев. Если подняться на холм, то можно увидеть небольшие раскопанные участки под землей. Туда можно спуститься и увидеть части залов крепости. В 13 веке крепость захватили мамлюки и превратили холм в укрепленный гарнизон. В период Оттоманского правления на холме был хан (постоялый двор) – «тель Бадавие» - холм бедуина.
Бакмед