лого

Израиль

Географический домен .il Телефонный код +972 Валюта Новый шекель

вход на сайт

Главная / Еврейские праздники
 

Еврейские праздники

Празднование субботы

 

Заповедь соблюдения субботы одной из первых была дана евреям на горе Синай. В течение 6 – ти дней Бог завершил творение мира, а на 7-ой день Он отдыхал. И для евреев 7 –ой день недели – это день физического, интеллектуального и эмоционального отдыха. Можно привести некоторые виды деятельности, которые запрещены в субботу. Например: переписка, деловая активность, управление машинами и поездки в них, посещение магазинов, включение и выключение электроприборов, пользование телефонами и лифтами. Это, конечно, не полный перечень дел, запрещенных в субботу. Все необходимое освещение должно быть включено до наступления субботы также как и приготовление теплой пищи. Кстати, это единственный день недели, имеющий название на иврите, остальные дни недели называются просто « первый день», « второй день» и т.д. В пятницу вечером не позже чем за 18 минут до захода солнца в честь наступления субботы в каждом еврейском религиозном доме женщины зажигают не менее 2 свечей. Пламя свечей символизирует свет, разгоняющий тьму. В субботу положено совершать 3 трапезы. Первая трапеза проводится в пятницу вечером с наступлением субботы (суббота начинается в пятницу с появлением первой звезды на небе).


В еврейской традиции есть праздники, установленные Торой. Это – Еврейский Новый Год, Судный день, Песах, Шавуот и Суккот. (В Израиле в дни этих праздников евреи не работают, еврейские магазины закрыты и ограничена работа транспорта). Праздники Ханука и Пурим были установлены еврейскими мудрецами, и на них не распространяются законы праздников, упоминаемых в Торе.


Все праздники определяются по еврейскому календарю, который основан на лунном цикле, в отличие от Григорианского, основанного на солнечном цикле. Год начинается ранней осенью с месяца тишрей, а летоисчисление идет от Сотворения Мира. Начало каждого месяца - новолуние. В лунном году двенадцать месяцев по двадцать девять или тридцать дней, а всего на год 354 дня – на 11 дней меньше, чем в солнечном году. Т.о. праздники по лунному календарю с каждым годом должны были бы начинаться все раньше. Например, через девять лет Песах пришелся бы на зиму, а он, согласно Торе, празднуется всегда весной. Поэтому в лунный календарь семь раз в течение каждых девятнадцати лет добавляют "лишний" месяц адар-ришон, чтобы скомпенсировать разницу и устранить возникающие временные сдвиги.

 

Еврейский Новый год


Еврейский Новый год (Рош-ха Шана) празднуется в сентябре-октябре (тишрей) и является началом года. Название Рош-ха- Шана переводится с иврита, как «голова года». Отмечается в течение двух дней, начинается с зажигания свечей. Трубят в бараний рог (шафар) – старейший духовой инструмент и готовят праздничную еду. Праздник начинается с того, что после захода солнца вся семья собирается за столом. На столе обычно стоит мед, в который окунают кусочки яблока или халы. С этого начинается праздничная трапеза. В разных общинах есть свои дополнительные блюда. Например, иногда подают гранат, который символизирует изобилие и надежды на умножение наших заслуг (гранат имеет 613 зернышек- это число заповедей Торы). Едят сладкое блюдо из моркови (цимес). На языке идиш морковь означает «рост». Это можно трактовать как желание, чтобы наши достоинства переросли наши недостатки. Следующее блюдо, также очень распространенное на праздничном столе, - суп с фрикадельками, символизирующими благополучие в следующем году. Принято есть голову рыбы или барашка. Это указывает на стремление быть «главой», т.е. выделяться праведностью. Ну и конечно, подают сладкие блюда, например, медовый кекс. В этом выражается мечта о хорошем изобильном годе.


Судный день


За праздником Рош-ха Шана следуют дни раскаяния, это десять дней, которые продолжаются до Судного дня (Йом–Кипур). В это время особенно тщательно соблюдаются заповеди и происходит внутренняя подготовка к проведению Судного дня. Среди многих приготовлений самое главное – просить прощения у знакомых и родственников за все, чем мы могли их обидеть за прошедший год. Перед Судным днем устраиваются 2 праздничные трапезы, одна утром, другая - перед постом, которую следует закончить не позднее, чем за двадцать минут до захода солнца. Вторая трапеза начинается с халы, которую окунают в мед. Нежелательно есть специи, соленую пищу, рыбу и молочное. Важной частью подготовки к Судному дню – является омовение в миквэ (ритуальный бассейн). В этот день раздается дополнительная милостыня. Перед зажиганием праздничных свечей хозяйка дома зажигает 24 – часовую свечу в память умерших родителей. Нельзя производить никакой работы, нельзя пить и есть, мыться, носить кожаную обувь. В синагогу все приходят в одежде белого или светлого цвета. В Судный день читаются особые молитвы. По окончания Судного дня вечером все расходятся из синагоги по домам, пост заканчивается и можно приступать к трапезе.


Суккот


За Судным днем следует следующий еврейский праздник - Суккот. Он длится семь дней. Одно из названий этого праздника «время нашей радости». И действительно это время радости. Праздник полагается проводить в шалаше (сукка). Сукка –временное сооружение, где жили евреи во времена своего скитания по пустыне. Оно строится до начала праздника. Для крыши используются ветви, солома или бамбук. Сукка - это символ «облаков славы», которые защищали евреев во время сорокалетнего странствования по пустыни. В праздник принято есть в сукке, приглашать в нее гостей. Некоторые даже спят в сукке. Одна из заповедей праздника Суккот - иметь в шалаше четыре растения, перечисленные в Торе: этрог ( вид цитрусовых), пальмовую ветвь, мирт и иву. Четыре вида растений соответствуют четырем типам личности человека, начиная от этрога, имеющего освежающий вкус и тонкий аромат, до ивы, которая вообще не имеет вкуса. Но несмотря на эти различия растений их соединяют вместе в один букет, т.к. они дополняют друг друга. Также и человек не может полностью проявиться как личность в одиночестве, каждый является дополнением другого. В первые два вечера в Суккот положено зажигать свечи. В последний день после полудня устраивается праздничная трапеза с традиционным блюдом – креплах (это что-то вроде пельменей, только треугольной формы, с начинкой из риса, мяса или курицы. Часто их подают в курином супе). Креплах является символом милости Бога.


Симхат-Тора


И наконец последний праздник еврейского месяца тишрей – Симхат-Тора. Он также начинается с зажигания свечей и праздничной трапезы. Симха в переводе с иврита означает радость. В праздничное утро заканчивается годовой цикл недельного чтения Торы. Но стартует новый, снова читается первая глава, т.к. никогда не кончается учение Торы, мудрость ее бесконечна. Вынимаются свитки Торы, с ними танцуют и на улицах и в синагогах.


Ханука


Следующий праздник – это Ханука. Ханука празднуется 8 дней обычно поздней осенью или зимой (месяцы еврейского календаря – кислев, тевет). История этого замечательного праздника начинается во времена Второго Храма (2-ой век до н.э.), в эпоху правления Антиоха 4-го. Этот правитель стремился распространить господство греческой цивилизации на все народы, подвластные ему. Соответственно греки стремились уничтожить и веру евреев в Бога. Евреям запрещалось соблюдать такие заповеди как обрезание и соблюдение субботы, собираться для совместных молений и т. д. В Храме греки установили статую. Евреи, попавшие под влияние эллинизма, быстро продвигались на ключевые позиции и получали власть. Начинает возникать угроза ассимиляции евреев доминирующей греческой культурой. В противовес этому в городе Модиин вспыхивает восстание, которое возглавили отец с пятью сыновьями – Маккавеи.
Восстание закончилось победой евреев. Победители захотели зажечь семисвечник (менору) в Храме, но все масло было испорчено. Для приготовления нового нужно было не менее восьми дней. И, неожиданно, кто-то нашел в Храме нетронутое масло. Но мало - всего на день. И произошло чудо - масла хватило как раз на восемь дней. А за это время приготовили новое.


В память об этом событии евреи зажигают Ханукию. Она имеет восемь одинаковых свечей и одну свечу выше других ( шамаш), которой и зажигают поочередно каждый вечер праздника по свече. Шамаш необходим для зажигания свечей ханукии потому что ее огнями нельзя пользоваться в утилитарных целях, т.е. для зажигания. В Хануку принято дарить детям деньги, они так и называются ханукальные деньги. Распространенная игра для детей в дни праздника -запускать волчок. Греки запрещали учить Тору и еврейские дети, изучающие ее, при приближении греческих солдат начинали играть в волчок.


Традиционная еда в Хануку – это картофельные латкес (котлеты) и пончики, жаренные в масле, а также молочные блюда. Употребление молочного в Хануку связано с подвигом героини Юдифь, которая жила во времена второго Храма. Юдифь помогла одержать победу евреям во время оккупации страны сирийско-греческой армией. Она убила персидского военачальника Олоферна, дав ему сначала соленого сыра, а затем крепкого вина, после чего он крепко заснул. Когда Олоферн спал, Юдифь убила его мечом.

 

Пурим


И следующий вновь веселый праздник – Пурим. Он празднуется в феврале – марте (еврейский месяц – адар). Празднование Пурим связано со спасением еврейского народа от полного уничтожения по приказу персидского царя Ксеркса (Ахашвероша). Этот праздник введен мудрецами, поэтому работать не запрещено. Само название «Пурим» означает жребий, который уготовил евреям министр персидского царя Аман, предполагая в этот день истребить весь еврейский народ. Это было в период между Первым и Вторым Храмами. Аман, занимавший важное место при дворе царя, ненавидел евреев и уговаривал царя уничтожить еврейский народ во главе с их лидером Мордехаем, который был советником царя и двоюродным братом наложницы царя Эстер. Когда Мордехай и Эстер узнали об этом, они призвали весь народ поститься три дня и после дней молитвы и раскаяния Эстер вошла к царю с просьбой отменить указ об уничтожении евреев. И чудо свершилось - царь отменил указ, а Амана с сыновьями повесили.

 

Эта история рассказывается в свитке (мегилат) Эстер. Его читают в Пурим, также в этот день принято одевать маски и маскарадные костюмы - материализация идеи о скрытых в мире чудесах. В Пурим посылают подарки, обычно это лакомства в красивых коробочках. Кроме того, это единственный праздник в который можно и нужно выпить как следует. В Пурим выпекают треугольные пирожки с разной начинкой, чаще всего с маком (озней аман- уши амана). Они напоминают о трехдневном посте Эстер, когда она она ела лишь маковые росинки. Также как и перед Судным днем готовят креплах. Заканчивается Пурим, и остается только тридцать дней до Песаха.


Песах

 

Песах празднуется в марте – апреле (нисан) и длится семь дней. Праздниками Песах и Шавуот отмечается исход из Египта и дарование Торы на горе Синай. Пятнадцатого нисана евреи под руководством Моисея покинули Египет, где они были рабами. Это сопровождалось разными чудесными событиями. Так, Бог обрушил на египтян, не хотевших отпускать евреев, десять казней, помог евреям уйти от преследователей, приказав волнам Красного моря расступиться перед ними и вновь сомкнуться перед египтянами, спас евреев от голода в пустыне ниспосланием манны небесной. Вся эта волнующая история исхода из Египта, произошедшая более 3 – х тысяч лет назад, детально описана во второй книге Торы.


Приближение Песаха в каждом еврейском доме сопровождается весенней уборкой и удалением квасного или хамеца во всех его видах, что символизирует обновление и освобождение. Хамец- это зерна пшеницы, ячменя, ржи, овса и т.д., т. е. все то, что при контакте с жидкостью разбухает. Песах называют также праздником свободы. На иврите название Египет (Мицраим) означает ущемление и евреи стремятся освободиться из мицраима, т.е. из ущемления или из ограниченности. Основной смысл этого праздника - это освобождение и от рабской привязанности к материальному миру, который основан на погоне за физическими наслаждениями и удовлетворении материальных желаний.


В Песах читается пасхальная агада (история исхода из Египта), совершается пасхальный седер (порядок проведения праздника) выпивается 4 бокала вина и вместо хлеба употребляется маца.


Употребление мацы связано с тем, что при уходе из Египта евреи торопились и пекли лепешки из теста сразу же. Тесто не успевало подняться. И сейчас маца изготовляется таким же способом, т. е. до начала брожения теста. В состав мацы входит вода и мука. Еврейская традиция объясняет суть использования мацы и запрещения хамеца на Песах. Поднимающееся и пузырящееся тесто сравнивают с человеком, надувающимся от гордости и тщеславия, сухая и тонкая маца выражает идею скромности и непритязательности.


На пасхальном блюде, которое разделено на шесть частей, расположенных в определенном порядке должны лежать специальные кушанья, и в них заложен глубокий смысл. Кусочек жареного мяса (зроа)  на столе в Песах рассказывает нам, что перед исходом из Египта евреи принесли жертву. Яйца, сваренные вкрутую, напоминают о праздничном приношении, которое делалось в Храме. Свежий хрен, итальянский салат и цикорий (горькие травы), говорят нам о горьких днях рабства, проведенных евреями в Египте. Смесь яблок, орехов и вина (харосет) похожа по своему внешнему виду на глину. И это тоже напоминание о рабстве, когда евреи трудились на египтян, используя глину для производства кирпичей. Корнеплод под названием карпас символизирует тяжкий труд евреев в рабстве. Вид салата – хазерет.  Его листья не горькие, но стебли твердые и горькие. Также и обращение фараона с евреями сначала было мягкое, а потом стало жесткое.


Когда заканчивается чтение агады, приступают к праздничной трапезе. К столу подают традиционные блюда: рыбу, бульон, рубленую печень и т.д.


Лаг-ба – Омер


В период между Песах и Шавуот празднуется еще один праздник, называемый Лаг-ба–Омер. В этот день устраиваются свадьбы и другие торжества, а  3-х летним мальчикам стригут волосы. В эти дни   во времена раби Акивы прекратилась эпидемия, от которой погибло много людей,  а также  на это время приходится годовщина смерти еврейского мудреца  Шимон Бар Йохая, автора книги Зогар (самая известная книга кабалистической литературы). В этот день в Израиле принято жечь костры в память о небывалом свете, наполнившем все вокруг после написания Зогар. Есть еще одно объяснение обычаю зажигать костры, оно связано с восстанием Бар-Кохбы. Повстанцы зажигали костры на высотах, чтобы сообщить о начале восстания.


Шавуот


Праздник Шавуот празднуется в мае – июне (сиван). Семь недель евреи готовились принять Тору, отсюда и название праздника Шавуот (недели). В первый день праздника принято есть молочное. Одна из причин есть молочное заключается в том, что только в Шавуот евреи получили законы о кашруте (система еврейского питания) и установления кашерного зарезания животных. В Шавуот также едят фрукты, т.к. в этот день в Храм приносили первые фрукты в красиво украшенных корзинах. Есть еще одно памятное событие, связанное с этим праздником. Это -годовщина смерти царя Давида, потомка Рут. Рут приняла Тору и стала еврейкой. Поэтому во 2-ой день Шавуот во многих общинах читают свиток Рут.

 

Кроме этих праздников в еврейском календаре существуют и другие важные даты. Вот некоторые из них. Принято отмечать начало еврейского месяца ( рош-ходеш) и  начало роста деревьев (Ту-Бишват). Многие постятся в день, который принято считать за день разрушения Храма (девятое ава).


Накануне перед главным государственным праздником –  Днем Независимости отмечается скорбный День памяти солдат, погибших в войнах за независимость Израиля. Есть еще один траурный день, который отмечает Израиль -это день памяти Катастрофы  европейского еврейства.


Нам показалось интересным и забавным проиллюстрировать некоторые праздники кукольными сценками из музея центра Кастра в Хайфе.

 

Бакмед

 

 

 

 

Создатель страницы: Admin+

добавить комментарий или дополнение

добавить
Яндекс цитирования
© 2000 AboutIsrael.ru
  Невежество разъединяет, знание - сближает!