В каждой стране есть свои особенности езды по местным дорогам. У Израиля их даже больше, чем обычно. Главная – часть территории управляется Палестинской автономией. Однако все крупные дороги, даже если они проходят через палестинские территории, контролируются Израилем. На этих дорогах вы встретите машины и с израильскими (желтыми) и с палестинскими (зеленые на белом) номерами. Кроме того, часто будут попадаться израильские военные патрульные машины с красными номерами. Но это относится только к большим дорогам. Таким, например, как 35-я и 60-я через Хеврон, 90-я у северной части Мертвого моря и Йерихона, 1-я – от Иерусалима к Мертвому морю. Ездить по ним туристам можно, но есть важный момент: необходимо, на всякий случай, иметь с собой паспорт. Его вполне могут попросить предъявить при выезде с палестинской территории. И не только предъявить, но и задать вам ряд вопросов: куда и откуда едете, не подвозили ли кого, не брали у кого-нибудь груз и т.д. В большинстве случаев, конечно, ничего не спросят, просто посмотрят на вас, арендованную машину и махнут рукой, но бывает... В последний раз у нас попросили предъявить паспорта и провели довольно продолжительную беседу где-то на 316 дороге, недалеко от въезда на 80-ю. Так что паспорта в Израиле лучше все-таки всегда иметь с собой.
А вот съезжать с крупных дорог на второстепенные, находясь на территории Палестины за рулем машины с израильскими номерами, уже не рекомендуется. Впрочем, об этом вас предупредит большой красный плакат у каждого такого съезда, так что случайно попасть в небезопасное место вам не удастся. Ну а в сектор Газа вас просто не пропустят, так что не заблудитесь.
Для полноты картины отметим все-таки, что время от времени на проходящих через палестинскую территорию дорогах в машины с израильскими номерами летят камни и бутылки. Так, в январе 2014 служба безопасности даже запретила членам правительства Израиля пользоваться шоссе №443 из-за регулярных инцидентов такого рода.
Дороги в Израиле все пронумерованы, а перекрестки имеют названия. Дороги с четными номерами обычно ориентированы с юга на север. Причем, чем восточнее расположена такая дорога, тем больше ее номер. Например, дорога N90 проходит через всю страну от Эйлата и границы с Египтом до Метулы и границы с Ливаном. Дорога N2 от Хайфы до Тель-Авива. А вот трасса N1 пересекает страну уже с востока на запад, от границы с Иорданией и северной оконечности Мертвого моря до Тель-Авива. По радио регулярно передают сводки о пробках и авариях. Эта информация часто оказывается полезной: сеть автодорог в Израиле достаточно густая, можно успешно объехать пробку несильно накрутив лишнего на спидометр. Кстати, на русском языке радио тоже эту информацию передает. Жаль только, что хорошо слышно «русское» радио далеко не везде, а иногда прием и вовсе пропадает.
Теперь об особенностях дорожных указателей. Их несколько типов, отличаются цветом. Зеленые предупреждают о приближающейся развилке или информируют о расстоянии до населенных пунктов. Если случайно такой указатель уже стоит на перекрестке, - не поймайтесь в «ловушку»: до нужного вам поворота еще ехать и ехать. А вот указатели на белом фоне стоят уже непосредственно на перекрестке. Правда, иногда их «забывают» ставить. То есть зеленый в отдалении стоит, а белого на самом повороте уже почему-то нет. Коричневые указатели используются для достопримечательностей, гостиниц, ресторанов, интересных для туристов мест, начала пешеходных маршрутов. Как правило, текст дублируется на трех языках: иврите, арабском и английском. Но, если авторы почему-то считают, что туристам данная информация не нужна, английского текста может и не быть.
Перейдем к дорожным знакам. Известный всем российским автомобилистам знак с названием населенного пункта на белом фоне тут встречается редко. Его заменяет «местный» круглый знак с изображением маленького домика с двускатной крышей. Не подумайте, что это предупреждение о возможном камнепаде (что-то вроде «береги крышу своего авто»). А привычный для нас перечеркнутый знак «конец населенного пункта» нам вообще не попался ни разу. Если и используется что-то подобное – обычный знак «конец ограничений». Вид знака «Стоп» для российского водителя тоже не вполне привычен – белая ладонь на красном фоне, хотя его предназначение интуитивно понятно.
Совсем удивительный знак – указатель с белым вопросительным знаком на коричневом фоне. Сначала мы думали, что он указывает на источник информации для туристов. Но потом заметили, что он порой встречается в местах, где ничего подобного просто нет. Вторая версия: если этот знак встречается на каком-либо указателе, это означает, что по пути следования вам встретится контрольно-пропускной пункт. То есть, скорее всего, будет шлагбаум, могут осмотреть вашу машину, проверить документы, о чем-нибудь спросить. В официальном» перечне израильских дорожных знаков нам найти этого загадочного красавца не удалось. Если кто-то знает достоверную информацию по этому поводу, – отзовитесь!
По поводу скоростных ограничений. В населенных пунктах, обозначенных соответствующим знаком (см.выше) – 50 км/час. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением (то есть дорогах, на которых не разделены полосы прямого и встречного движения и обгон возможен по встречной полосе) – 80 км/час, а с односторонним – 90 км/час. Разумеется, если знаки ограничения скорости не предписывают что-то иное. Нужно отметить, что израильские водители в своей массе не слишком щепетильно выполняют эти предписания. Вы сразу заметите, что езда со скоростью 100-110 км/час тут дело вполне обычное, но не увлекайтесь – на дорогах попадаются камеры контроля скорости, хоть их и относительно (по сравнению с Европой) немного.
Кстати, если вы «попадете» на штраф со стороны контролирующих движение служб, то он будет направлен в контору, где вы арендовали машину, и с вашей кредитки снимут соответствующую сумму. При этом, как правило, какие-либо объяснения и, возможно, сканы квитанций будут высланы только после вашего запроса. Также имейте в виду, что в Израиле строго наказывается разговор за рулем по телефону.
Въезды в населенные пункты – кибуцы и мошавы - почти всегда оборудованы железными воротами с автоматикой. Даже если дорога «сквозная» и имеет номер. Как правило, они днем просто открыты. Но, имейте в виду, что иногда ворота могут работать в «странном» режиме. Они закрыты, но автоматически открываются каждые 5 (или что-то около того) минут. В этом случае нужно просто подъехать к воротам и немного подождать, пока они откроются.
Есть еще одна весьма «неожиданная» особенность дорог Израиля. Иногда движение по ним может быть затруднено или даже перекрыто потоками воды. Случается такое, конечно, не часто, но иногда тут бывают ливни, и пересохшие ручьи превращаются в несущиеся с гор водные потоки, местами прямо «поверх» дорог. Это характерно для южных районов страны и усугубляется особенностями местной почвы – она плохо впитывает воду. Чтобы подъехавший к такому препятствию водитель мог правильно оценить степень опасности и возможность форсирования препятствия, у дорог в таких местах устанавливают специальные полосатые столбики с указанием уровня воды в метрах. Такие столбики и сопровождающие их предупреждающие надписи попадаются довольно часто.
Фауна Израиля богата, а животные, как известно, не всегда соблюдают правила дорожного движения. На дорогу может выйти не только домашняя скотина в образе верблюда или осла, но и дикие козы, например. Вероятность встречи с дикими козами на дорогах довольно велика – имейте это в виду. Места, где встречи с животными наиболее часты, оборудованы соответствующими знаками.
Одна из самых распространенных причин штрафов – нарушение правил парковки. Эта статья составляет заметную часть муниципальных бюджетов, поэтому следят тут за парковкой исправно. Если поребрик (бордюр) окрашен в бело-синий цвет, то парковка платная в рабочее время (обычно с 8 до 18 в будние дни, а в пятницу – до 14 часов). Но могут быть исключения, например, в Тель-Авиве и в выходные дни парковка, как правило, платная. Если край проезжей части бело-красный, то стоянка запрещена всегда. Если цвет белый, то с 17 часов до утра тут могут стоять только машины местных жителей. Наконец, если поребрик не окрашен, то стоянка разрешена при отсутствии иных запрещающих знаков. В последнее время для пополнения муниципального бюджета платную парковку ввели даже в таких местах, где нет избытка автомашин, а их количество вовсе не падает в выходные дни. Пример – курорт Эйн-Бокек на Мертвом море. Логику тут искать не нужно, все равно вы ее не найдете, просто кому-то хочется подзаработать деньжат, вот и вся логика!
В Израиле есть одна платная дорога – шоссе N6. На ней нет ограничения скорости в 90 км/час. Но, если вы взяли машину напрокат, на нее лучше не выезжать, поскольку номера машин считываются автоматически, а обычных пунктов оплаты на въезде-съезде тут нет. Соответственно, информация об оплате поступит в контору, где вы арендовали машину, а она уже должна будет снять эти деньги (снимет больше!) с вашей кредитки. Поэтому, как правило, в договоре отдельным пунктом стоит условие использования (или отказ от использования) дороги N6.
Израильский светофор тоже имеют свои особенности. Часто к нему прикреплен знак, указывающий направления движения, на которые действует этот светофор. Соответственно, на одном перекрестке может быть несколько светофоров. Будьте внимательны, не перепутайте, какой из них регулирует именно ваше направление движения!
И, наконец, о заправках. Единственная, но важная особенность – два режима заправки. Первый – дешевый автоматический. Вы заправляетесь сами, но, чтобы это сделать, на автомате нужно в определенный момент и в правильном формате набрать номер своего автомобиля. Но это - полбеды. Еще может потребоваться информация о клиенте, которая есть только у граждан Израиля (что-то вроде ИНН или номера водительской лицензии), и которой у вас, как у туриста, естественно, нет. Возможно, есть способ как-то обойти эти трудности, но нам это сделать ни разу не удалось. Приходилось пользоваться вторым вариантом – просить помощь у сотрудника заправки. В этом случае литр будет стоить на два-три рубля дороже, но, самое неприятное, – сотрудника может не оказаться на месте. Так что старайтесь, чтобы необходимость в заправке вашего автомобиля не возникала в ночные часы и в выходные дни.
Счастливого вам пути и немного везения!