Есть разные точки зрения на пользу и вред от аренды автомобиля в туристической поездке. Однозначный (понятно, какой) ответ дают лишь туристы, для которых принципиально важна «заправка» организма веселящими и расслабляющими напитками не только за ужином, но и в течение дня. Все остальные каждый раз тщательно взвешивают все «за» и «против», и тут многое зависит от цели путешествия и мест, где оно происходит.
В Израиле аргументов за аренду, как нам кажется, больше. Главная тому причина - размеры страны и «плотность» распределения всевозможных достопримечательностей. Ситуация такова, что где бы в Израиле вы не остановились, в радиусе 50 км. найдется достаточно интересных мест, чтобы не скучать весь отпуск. А 50 км для отличных израильских дорог – не расстояние. Водитель и пассажиры не успеют устать, причем виды из окна машины, как правило, только украсят и без того интересную поездку. Автомобиль дает также возможность, в известной степени, снизить цену за проживание: пешеходная доступность пляжа или горячих источников становится уже необязательной, не говоря уже о магазинах и рынке. Конечно, в Израиле отлично развита автобусная сеть. Но все равно без автомобиля вы будете связаны расписанием, а в субботу (в шабат) с автобусами могут возникнуть неразрешимые проблемы. Из минусов – высокая цена горючего. Литр бензина (по состоянию на январь 2014 г.) – более 70 руб. за литр, то есть даже несколько дороже, чем в Европе.
Чтобы сэкономить на аренде автомобиля, лучше пользоваться услугами местных компаний. Правда, за последние годы разница в ценах между ними и привычными для нас брендами с европейского рынка заметно сократилась. Но все равно, она заметна. Практика показывает, что очень часто, если вы заказываете самую дешёвую модель, её не оказывается в наличии. В этом случае вы получите более дорогую, причем без доплаты. Хотя, разумеется, так может и не случиться, твердо рассчитывать на это нельзя.
Вопросы по выбору страховки каждый решает для себя сам. Мы, как правило, берем неполную обязательную страховку с франшизой долларов 400-500. Так дешевле, но в этом случае с вашей кредитки снимут стоимость аренды плюс эту сумму. Если никаких происшествий не будет, «лишние» деньги вернутся на вашу карту через некоторое время (обычно, не более месяца) после завершения аренды. Ну, а если не повезёт, вы несете ответственность в размере указанной франшизы (но не более). Если Вы предполагаете ночёвку в крупных населённых пунктах, поинтересуйтесь, нет ли специальной страховки на стекла арендуемого автомобиля. Обычно она совсем недорогая (что-то около лишнего доллара в день) и, если это так, лучше воспользоваться услугой. В нашей практике 100% всех случившихся ЧП было связано именно с попытками что-то украсть ночью из машины, предварительно разбив какое-нибудь (обычно самое маленькое, воры гуманны) стекло. Один раз с нами случилось это в Голландии, в Утрехте, а другой – как раз в Израиле - в Тверии.
Формально для аренды автомобиля требуются «международные права». По сути дела, это не права, а просто заверенный перевод ваших обычных российских водительских прав на разные языки в стандартном международном формате, чтобы у местной полиции не возникло никаких вопросов. Кстати, без настоящих, привычных для нас прав они не имеют юридической силы. В Израиле у нас «международные права» ни разу не попросили. Но, на всякий случай, иметь их все-таки нужно, получить их в ГИБДД сейчас можно довольно быстро и без проблем.
Арендованный вами в Израиле автомобиль почти наверняка будет оснащен нехитрой, но эффективной противоугонной системой: перед тем, как вставить ключ и завести двигатель нужно будет набрать цифровой код на специальном устройстве, обычно – слева от руля. Этот код (как правило, 5 цифр) придется набирать каждый раз перед запуском двигателя, поэтому лучше сразу запомнить его наизусть. Бумажку с кодом, которую вам выдадут, оставлять в машине, разумеется, нельзя. Кстати, вам вполне могут дать автомобиль с автоматической коробкой передач, даже если вы заказывали «механику». Тогда, если у вас недостаточно опыта, не стесняйтесь попросить разъяснений у сотрудника, который вам выдает автомобиль. Не бойтесь: водить автомобиль с автоматической коробкой передач еще проще, чем с механической. Главное – не нажать привычно левой ногой на тормоз, как на сцепление (левая нога тут вообще не задействована в управлении и стоит спокойно на полу всю дорогу). А еще – не отпустить случайно тормоз на перекрестке, если вы отвлеклись, обернувшись, например, чтобы что-то достать с заднего сидения.
В большинстве случаев вам дают машину с полным баком. Точнее говоря, указатель будет показывать полный бак. Ведь, если горючее налито «под горлышко», то можно довольно много проехать, прежде чем датчик «заметит» расход топлива. Имейте это ввиду, когда будете возвращать машину (ее нужно будет вернуть тоже с полным баком): необязательно заправляться в непосредственной близости от конторы, можно и километров за 10-15, а иногда и за 20. Датчик топлива «не заметит» этого пробега, так уж он устроен. Если вы по каким-либо причинам не успели заправить машину, – большой беды в этом нет, у вас ее, разумеется, примут, но в деньгах вы точно потеряете: своя заправка обойдется заметно дешевле, чем калькуляция фирмы.
Внимательно осмотрите машину, которую вам предлагают. Если заметите явные дефекты, попросите, чтобы их отметили на специальной бумаге (что-то вроде протокола осмотра). Как правило, на мелкие дефекты внимания при возврате не обращают, но вдруг вы наткнетесь на «вредного» приемщика? Такая предосторожность не повредит. И еще – проверьте, чтобы в машине была запаска, домкрат, ключ под колесные болты-гайки, знак аварийной остановки. Это совсем не перестраховка. Представьте ситуацию: вы на обратном пути в аэропорт, спешите на самолет, а тут спускает колесо. Останавливаетесь, лезете в багажник – а там нет ключа, колесо не снять. Страшно? Или, например, ключ есть, но не того размера. Такое бывает на арендованных машинах и не так уж редко. Поэтому – проверяйте, это займет всего несколько минут.
Перед выездом с парковки арендодателя не повредит отметить GPS-координаты места, чтобы обратно было проще добраться. Кстати, если вы берете автомашину прямо в аэропорту Бен-Гурион, то вам, скорее всего, дадут специальную инструкцию, как вернуться (с фотографиями развилок, знаков и т.д.) и магнитную карточку, которая откроет вам шлагбаум при въезде на стоянку. Не теряйте этих нужных при возвращении бумаг!
По поводу GPS. Как и везде, в Израиле эта штука весьма полезна. Только имейте в виду, что если вы рассчитываете брать GPS при аренде машины – это выйдет очень недёшево. Что-то около $200, если не больше. Поэтому нужно постараться достать необходимые карты еще до поездки, и закачать их в свой собственный прибор. Тут могут возникнуть проблемы, поскольку Израиль – не Европа, и хорошие карты нужно еще поискать. Но, скорее всего, что-нибудь найдете, успех зависит еще и от того, какое именно у вас устройство. Имейте в виду, что даже если карта плохая, все равно GPS лучше взять с собой: однозначно поможет при поиске гостиницы. Поможет, кстати, даже если вообще нет карты: можно в качестве конечного пункта задать координаты гостиницы и двигаться «по направлению», добиваясь постепенного сокращения расстояния до цели. Ведь быстрый поиск гостиницы (или, например, квартиры друга) – главное, для чего необходимо устройство GPS. Все остальное, в принципе, ищется с помощью бумажной карты и указателей. Хотя, конечно, это не так удобно, и ошибки неизбежны.
Езда по дорогам Израиля имеет свои особенности, которых довольно много. Настолько много, что мы решили выделить эту тему в отдельную статью, с которой очень рекомендуем ознакомиться перед поездкой.
И, наконец, при возврате арендованной машины не забудьте отцепить с ветрового стекла присоску, на которой держался ваш GPS: очень часто водители забывают это сделать, и на пунктах возврата копятся горы этой фурнитуры всех мастей и калибров.
Удачи и доброго вам пути!