Читайте в этом разделе:
«Дорога, которая идет вдоль средиземноморского побережья,
через Тир, Сидон до Бейрута, на мой взгляд,
самая интересная прибрежная дорога в мире.
Ни у одной другой нет таких воспоминаний»
(Г. Мортон. Святая земля. Путешествие по библейским местам)
Ворота в Израиль – аэропорт «Бен Гурион» в Тель-Авиве. Основные потоки туристов сразу устремляются оттуда в Иерусалим, к Мертвому морю, в Эйлат. Основной целью нашего второго визита в Израиль тоже было Красное море, в Эйлате мы планировали провести большую часть времени. Но Новый год решили встретить с друзьями в Хайфе, заодно, по возможности, познакомиться с достопримечательностями средиземноморского побережья Израиля. После краткого знакомства, стало очевидно, где будет «основная база» в следующий приезд.
Восточная оконечность Средиземного моря – уже многие века перекресток важнейших сухопутных и морских дорог между западным и восточным миром. Побережье от Тель-Авива до границы с Ливаном как многослойный бутерброд – каждая эпоха оставила свои артефакты, которые время от времени «выползают» наружу, давая толчок очередным археологическим изысканиям и, надо отдать должное израильскому государству, образованию новых грамотно выстроенных музейных территорий.
О глубине и богатстве культурного слоя в этих местах свидетельствуют чисто бытовые способы их обнаружения – чаще всего это происходит во время поисков заблудшей козы, иногда из-за засорившейся канализации (как в случае с тоннелем тамплиеров). Понятно, наибольшие разрушения предыдущим слоям приносят периоды расцвета, когда бурное строительство сметает предыдущий слой, хорошо, если не начисто. Поэтому толщины слоев в «бутербродах» разные, иногда еле различимые.
Акко в этом смысле город уникальный. До завоевания арабами в финикийские времена, времена греческого правления, периода, когда он принадлежал Римской империи, он процветал как крупный морской порт. Во времена походов крестоносцев был столицей крестоносского государства, затем долгое время находился в упадке, сократился до небольшой деревни на развалинах замков крестоносцев с несколькими сотнями жителей, а в 18 веке во времена Османской империи стал резиденцией Эль Джазара, которого турки назначили губернатором Акко.
Как всякий тиран, а Эль Джазар – это не имя, а прозвище и в переводе означает «мясник», этот правитель развернул в Акко огромное строительство. Дворцы, мечети, ханы (постоялые дворы) Эль Джазар, «не заморачиваясь», строил прямо на стенах замков крестоносцев, засыпав пустоты землей и песком. После правления Эль Джазара (XVIII в) крупного строительства больше не велось, во времена британского мандата в Акко располагалась тюрьма. Так что «исторический бутерброд» в Акко содержит в себе два очень толстых отчетливых и очень разных слоя, являет собой зрелище удивительное, и этот город стоит отдельного посещения.
Уже упомянутый выше Генри Мортон побывал в Акко в тридцатые годы двадцатого столетия, во времена британского мандата.
«Маленький белый городок на море казался кораблем, его стены догнивали в голубой воде. Он был уже наполовину мертв...
Если вы сегодня пройдете по Акре, вас встретят тишина и гнилые стены, которые слишком велики для такого городка, а он чересчур мал и спокоен для них». Сейчас Акко не имеет ничего общего с этим описанием, кроме того, что стены очень велики, и что он и правда похож на белый корабль, так как расположен на мысу. Мортон называет Акко Акрой по христианской традиции, Сен-Жан д’Акр - так назвали захваченный город рыцари Ордена Св. Иоанна (госпитальеры).
Первое упоминание об Акко относится к пятнадцатому веку до н.э. (в некоторых источниках указывается 18 век до н.э., но не указывается, где именно он упомянут). На стенах одного из храмов в египетских Фивах он указан в списке городов, завоеванных фараоном Тутмосом II. На иврите Акко означает «до сих пор», поэтому существует версия, что город назван так, потому что именно в этих местах остановились воды Всемирного потопа. Кстати, Акко один из немногих городов, охранивших семитское название и, к тому же, постоянно обитаемый в течение 4000 лет. После завоевания города Александром Македонским в эпоху эллинизма тогдашние египетские правители Птолемеи переименовали Акко в Птолемаиду, в византийскую эпоху он назывался Самаритики (в нем в то время была значительная самаритянская община).
Нынешний расцвет Акко начался вместе с началом активных археологических раскопок крестоносского слоя в 1950-х годах. Деньги на эти раскопки выделил американский миллионер Лусон, который прежде лично облазил все доступные на тот момент подземные ходы. Сейчас Акко – процветающий туристический центр, красивый и на вид немного игрушечный. По количеству достопримечательностей он уступает только Иерусалиму. «Акко – город крестоносцев» – обычное словосочетание из путеводителей и проспектов, вводящее, на мой взгляд, в глубочайшее заблуждение рядовых туристов с обычным ассоциативными представлениями о крестоносцах. Увидеть в нынешнем Акко столицу крестоносского государства может человек с изрядным воображением и хорошим знанием истории. Правда, мы были в Акко первого января. И хотя Новый год в Израиле совсем в другой день, мы его отпраздновали, как привыкли, и поэтому заранее прошу прощения за некоторое, может быть, искаженное восприятие.
От Хайфы ехать до Акко на север минут 20 (18 км). Машину мы оставили в новой части города. Новая часть застроена безликими кубическими малоэтажными домами, подобные которым мы видели в небольших и сравнительно молодых городках Араде и Сдероте. В Тель-Авиве их, возможно, отнесли бы к стилю «баухаус». Перед тем как углубиться и затеряться в узких улочках старого Акко, обязательно найдите и посмотрите самую красивую синагогу в Израиле Ор ха-Тора (ул. Kaplan, 13). Построена она в 1965 г. в память о еврейском доме собраний на острове Джерба у побережья Туниса по инициативе репатрианта из Туниса Циона Бадаша. Поэтому синагогу называют Тунисской. Ее строительство велось исключительно на пожертвования. Синагога густо украшена мозаиками и витражами, окружена восьми арочной оградой, в шесть из которых вставлены металлические панно с библейскими сюжетами. Внутри, говорят, тоже красиво, но открыта синагога лишь пару часов с половины десятого утра. Понятно, что 1 января мы туда просто не успели зайти.Старый же город выглядит как типичный восточный мусульманский город, а в небольшой гавани вполне можно снимать фильмы про Синдбада-морехода.
Осматривать его очень просто. По центральной большой улице им. Вайцмана входим в Старый город. В Старом городе эта улица превращается, не поверите, в улицу Эль Джазара. На этой улице находится информационное бюро, в котором можно взять подробную карту на русском языке с указанием всех достопримечательностей, а так же купить комплексный билет для посещения и замка, и турецких бань, и тоннеля тамплиеров. Вход в старый город – прямоугольный проем в толстенных стенах (изрядно толще стен Петропавловской крепости). Когда мы подошли к нему, вдруг услышали цокот копыт, и сердце екнуло – сейчас появится либо рыцарь в полном вооружении, либо турок с кривым ятаганом. Однако появился в проеме вполне себе современного вида парень в кепке. Но лошадь – лошадь, по-моему, была хороша и, я думаю, лошади времен крестоносцев выглядели так же.
Читайте в этом разделе: