Когда в 1948 году Израиль объявил о своей независимости, перед новым государством встала задача разработать официальную символику, в частности, свой герб. Все члены временного Государственного Совета сошлись на том, что основным элементом герба должна стать менора – золотой семисвечник, который наряду с Маген Давидом (шестиконечной звездой), является традиционным символом иудаизма.
Этот выбор далеко не случаен. Некоторые исследователи называют менору единственным истинно-еврейским символом. Согласно Библии, золотая менора хранилась в Скинии Собрания во времена скитаний еврейского народа по пустыне, а затем в Иерусалимском Храме. В книге Исхода (вторая книга Ветхого завета) сказано, что образ меноры был послан Моисею на горе Синай. Считается, что указания были очень сложными, и потому Бог сам создал светильник, с основанием и шестью ветвями, сделанными из цельного куска золота, весом в один талант (33-36 кг).
Прообразом меноры считается разновидность шалфея – марва или мория. По другой версии, форма меноры – это всего лишь стилизованная форма дерева. В Первом Храме, храме царя Соломона, помимо меноры Моисея были еще пять золотых семиствольных светильников. По легенде, после разрушения храма Соломона, светильники были спрятаны, и возвращены евреями во Второй Храм.
Во время строительства Второго Храма, пророк Захарий поведал о своем сне, в котором по обе стороны меноры росли оливковые деревья. Тогда впервые появился образ семисвечника в обрамлении веток оливы – именно этот образ использовался при создании современного израильского герба.
В Талмуде сказано, что менора была спрятана в земле во время осады Иерусалима римлянами. Хотя известно, что полководцу Флавию Титу удалось захватить некую храмовую менору и отправить в Рим в числе других трофеев. Об этом свидетельствует легендарное изображение на триумфальной арке, сооруженной после смерти императора Тита, известной под именем «Арки Тита»: пленные евреи несут менору. Именно это изображение светильника легло в основу герба, несмотря на то, что многие ученые и раввины утверждают, что истинная менора выглядела иначе. Тем не менее, что произошло с золотой менорой дальше, достоверно неизвестно.
Примерно со второго века нашей эры менора начинает восприниматься как символ иудаизма, в противовес христианскому кресту. Этот знак можно встретить на древних захоронениях и не ошибиться, предположив, что захоронение еврейское.
Изображение меноры часто встречается в оформлении синагог, на фресках и рукописях, где оно используется в качестве символа будущего прихода Мессии.
Вообще поле символических значений меноры довольно обширно. В иудаизме менора символизирует божественный свет или слово, божественную защиту, мудрость, возрождение, преемственность, чудо, жизнь. Изображение семисвечника ассоциируют с еврейским народом и иудаизмом.
Если образ меноры утвердили в качестве центрального образа герба единогласно, остальные элементы главного символа страны долго не могли отобрать. Итамар Давид, главный художник, занимавшийся этим проектом, решил включить в набросок герба другие иудейские символы: шофар и плод граната. Но светские партийцы этот вариант не одобрили. Тогда разработкой герба занялись другие художники - братья Максим и Габриэль Шамиры. Так на геральдическом щите с изображённой менорой появились оливковые ветви по краям светильника и надпись «Израиль» под основанием. Считается, что изображение оливковых ветвей предложил первый президент Израиля Хаим Вайцман. Кроме уже упоминавшегося сна пророка Захария, образ ветвей оливы связан с традицией использовать для зажигания меноры только оливковое масло первого отжима. Существует также версия, что оливковые ветви напоминают колосья пшеницы на государственном знамени СССР, и потому были изображены на гербе. Официально же оливковые ветви, окаймляющие менору, обозначают мир и стремление к нему Израиля.
Цвет герба был выбран синий – равно как и во флаге Израиля. Менора, оливковые ветви и надпись – белые (на президентском флаге) или золотые (на обложке паспорта).
Окончательно герб был утвержден 10 февраля 1949 года.
Софья Дурынина