Если сесть на 18-й городской автобус, например, на остановке недалеко от Яффских ворот Старого города Иерусалима, то минут через 20 он привезёт вас к Историческому Музею Катастрофы «Яд Вашем». От автобусной остановки – ещё минут 15 надо пройти по указателю до музея (подняться в гору), и вы на месте.
«Яд Вашем» – в переводе с иврита означает «память и имя». В названии музейного комплекса цитируется строчка из пророчества Исаии: «И им дам Я в доме Моём и стенах Моих память и имя которые не изгладятся» (Ис., 56:5). Здесь и вправду делается всё, чтобы не забылись имена шести миллионов евреев, истребленных нацистами с 1933 по 1945 года во время Катастрофы (евреи называют её «Шоа»). Привычное слово «холокост», используемое для обозначении тех трагических событий, считается израильтянами некорректным, оно имеет греческие корни и означает «всесожжение» или «жертва всесожжения». «Шоа» в переводе с иврита означает «бедствие» или «катастрофа».
Музей «Яд Вашем» был основан в 1953 году на горе Памяти (Хар Хазикарон) в Иерусалиме. Сейчас это большой музейный комплекс с множеством отдельных павильонов, мемориалов, площадей и парков, а также Международный научно-исследовательский институт Катастрофы. Для того чтобы пойти в «Яд Вашем» стоит не только выделить достаточно времени (2-3 часа), но и подготовиться внутренне. Конечно, речь тут пойдёт не только о страданиях и зверствах, но и о героизме, и всё же... Кстати, детей до 10 лет в этот музей не пускают.
Инфраструктура музея отлично организована, на входе можно взять путеводитель по музею и аудио-гид на русском. Вход в «Яд Вашем» бесплатный: каждый может оставить пожертвование на содержание музейного комплекса, сколько сочтёт нужным. Начать осмотр «Яд Вашем» лучше всего с Исторического музея. Его здание представляет собой выбитую в скале призму, стеклянная вершина которой выступает за пределы скалы. Такова задумка создателей музея. Ты оказываешься в плохо освещенном пространстве с серыми стенами, по обе стороны от центрального проёма отходят боковые отсеки, в них представлена история нацизма, начиная с его зарождения в Германии 1930-х годов. Каждый такой отсек – словно отдельная глава истории Катастрофы: еврейские гетто и их быт, восстания в гетто, лагеря смерти, изнурительные работы, смерти... Всё рассказывается, основываясь на личных историях евреев. Множество фотографий, предметов быта, свидетельств, документов, произведений искусства... И с каждым шагом всё труднее дышать и всё тяжелее идти, хотя безумно хочется, чтобы всё это поскорее закончилось. Сначала я методично включала свой аудио-гид у каждого экспоната, слушала. Потом почувствовала, что мне достаточно визуальной информации, слушать больше нет сил. Не смотря на то, что было немало людей, стояла тишина, даже американцы были на удивление молчаливы. И вот, в конце экспозиции, посетителей ожидает выход на смотровую площадку – это словно выход из мрака Катастрофы на свет. Смотровая площадка обдувается свежими ветрами, с неё открывается вид на окрестности Иерусалима, ставшего таким вожделенным для многих выживших в Катастрофе евреев. Как оказалось, ничто так не успокаивает, как красота безмятежной природы: жизнь невозможно победить, никому это не под силу, даже самому одержимому и влиятельному человеку.
После Исторического музея у меня возникло желание побыть на воздухе, подышать. Я отправилась в Аллею Праведников Мира – здесь в память о не-евреях, которые, рискуя собственными жизнями, спасали евреев во время Второй Мировой Войны, посажены деревья. У каждого дерева стоит табличка с именем Праведника Мира и страны его проживания. На территории музейного комплекса повсеместно встречаются такие деревья, я читала имена и отмечала, представителей какой страны среди них больше всего.
В «Яд Вашем» есть Зал имен – здесь собирают имена и информацию о евреях, пострадавших во время Катастрофы. Множество фотографий в куполе и по периметру, на стеллажах стоят архивные папки с собранными сведениями, есть и пустые полки: сбор информации продолжается по сей день.
Детский мемориал посвящен памяти 1,5 миллионам еврейских детей, которые были уничтожены в прошлом веке. Имена и возраста детей звучат беспрестанно, идёт аудио-запись, на которой их называют на английском языке. В зале полумрак, атмосфера звёздного неба: сколько маленьких звёздочек было не пущено в земную жизнь. Имена многих до сих пор неизвестны.
В Зале памяти в центре горит вечный огонь, на полу высечены названия 22 концлагерей. Рядом с вечным огнём под плитой покоится прах сожженных тел, доставленный из лагерей смерти – место скорби и почтения памяти убитых. Под открытым небом установлен Мемориал депортированным. Он представляет собой вагон для перевозки скота на рельсах, которые обрываются и повисают в пустоте. Памятник был передан польским правительством. Именно в таких вагонах миллионы европейских евреев отправляли в лагеря смерти.
Долина Общин (монумент на достаточно большом участке земли) хранит память о более чем 5000 еврейских общин, частично или полностью уничтоженных в годы Катастрофы. Названия этих общин выбиты на стенах этого масштабного памятника, а по центру находится Дом Общин — здание, которое используется для временных выставок, показов фильмов. Кстати, в «Яд Вашем» уделяют внимание творчеству. Здесь действует Художественный музей, имеющий самое крупное в мире собрание произведений искусства, созданных в лагерях, гетто, убежищах.
Музейный комплекс «Яд Вашем» – словно небольшой город. Множество монументов, мемориалов, памятников, павильонов, площадей, аллей и садов. Здесь можно долго гулять, раздумывая о тех событиях, порой чувствуя скорбь и боль, порой гордость за людей и благодарность им. Впечатление от этого места двойственное: да, это была настоящая катастрофа, и всё-таки есть надежда. На ум приходят слова из книги «Сказать жизни «Да» Виктора Франкла, психотерапевта, выжившего в концлагере: «Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах».
Многое в «Яд Вашем» наполнено не только ужасом и скорбью, но и надеждой, верой в будущее, верой в жизнь. Важно хранить память ради уважения ко всем, убитым и погибшим, чтобы совесть не огрубела, сердце оставалось живым, умеющим сопереживать и болеть. И ради того, чтобы подобное никогда и нигде на Земле не повторилось ни с одним народом.
Ирина Левина.