лого

вход на сайт

Главная / Мёртвое море / Как мы искали жену Лота

Как мы искали жену Лота

Чего не хватало нам в путешествиях по Израилю, так это хорошего путеводителя. Основной упор в путеводителях делается на паломнические места и на целебное Мертвое море.  Многие места описаны так, что на поверку оказывается, что пишущий наверняка описываемые места не посещал.  Вообще-то это касается не только Израиля, но и многих других стран. Наибольшее количество несуразностей я встретила, как это ни странно, в известных путеводителях старейшего издательства Томаса Кука. Может быть потому, что издаются они давно, а со временем все меняется.

На пути из Эйлата в Тель-Авив у нас была запланирована двухдневная  остановка на Мертвом море. До Эйн-Бокека ехать надо было километров 200 по пустыне. Дорога хорошая. По пути решили остановиться в заповеднике Хай Бар и у жены Лота. Разумеется, гора Сдом и окаменевшая жена Лота так или иначе упомянуты в каждом издании про Израиль, правда без конкретного указания места. Но вот в путеводителе издательства «Вокруг света», а, именно, в красненьком, 2009 года (за 2010 год он синенький),  было дано точное описание:  если ехать со стороны Эйлата по шоссе №90 сначала, примерно на 195 км, мы увидим комплекс химических предприятий Sdom, затем между 196 и 197 км нужно найти размеченную тропу, ведущую на гору Сдом и "через 15-20 минут" северу от тропы стоит соляной столп, называющийся «Жена Лота».

Упоминание размеченной тропы очень нас воодушевило. Мы уже имели небольшой опыт «локального туризма». Не знаю, насколько правилен этот придуманный нами термин, но Израиль буквально пронизан размеченными туристическими тропами, по которым можно передвигаться самостоятельно.  Если на дороге вы встретите коричневый указатель, значит, рядом вы найдете место для стоянки машин, щит с картой маршрутов разной сложности, правилами поведения  и словами, что все остальное – это ваш собственный риск. Дальше, в зависимости от наличия времени и физической подготовки, вы идете либо по зеленым и синим (можно даже с детьми) или красным и черным стрелкам (сложные, более длительные маршруты). Стрелки, как мы заметили, нарисованы на камнях кем-то очень опытным, в сомнительных местах следующая стрелка находится без труда.

Посетив заповедник Хай Бар, помчались по шоссе №90 на север. Кстати, по пути, обратили внимание на вешки в низинках и информационные  щиты перед ними. Мы даже остановились рассмотреть их. Оказалось, по этим вешкам можно оценить уровень воды в низких местах дороги  во время дождей. Представить дожди и бурные воды посреди безжизненной пустыни довольно сложно. Надо наведаться в пустыню весной. По-видимому, нас ждет много неожиданного.

Вот и 195 км, трубы завода, горы соли. Все сходится. Дальше дорога шла уже вдоль Мертвого моря. После столбика с цифрой 196 увидели коричневую табличку с надписью SDOM и идущую наверх неширокую грунтовую дорогу. Свернули, уперлись в кирпич и надпись на иврите. На всякий случай оставили машину у знака, и пошли вверх. Стрелки вдоль дороги были синие, что воодушевляло. Через 20 минут увидели справа отдельно стоящий живописный каменный  столб, немного наклоненный вперед к дороге. А надо сказать, что в другом путеводителе мы прочли, что недолго ей, жене Лота, осталось, поскольку при каком-то небольшом землетрясении от скалы, на которой она стоит, откололся кусок и «жена Лота» сдвинулась на полметра к дороге и вот-вот упадет и рассыплется.  Все сходится. Мы с мужем защелкали фотоаппаратами как вокруг какой-нибудь «звезды» и решили пойти дальше, надеясь дойти до высшей точки Содомских гор -  горы Сдом.

По пути нас обогнало несколько джипов, из чего мы заключили, что кирпич действителен только в каких-то особых случаях, описанных на иврите. Скорее всего, опять же в дожди. Но возвращаться к машине было лень. К  тому же у нас был не джип.
Наконец мы вышли на огромное плато с расходящимися веером дорогами и большим щитом с картами. Рассмотрев карту,  мы поняли, что до горы далеко, и что эти маршруты как раз таки не пешеходные, а предназначены для путешествий типа «сафари на джипах». С тем мы и пошли обратно. По дороге меня постоянно мучал вопрос. Правда ли Содомские горы состоят сплошь из соли? В конце концов,  я уговорила мужа лизнуть одну из скал. Во время эксперимента позади нас затормозил открытый джип, и люди участливо спросили нас по-английски,  не американцы ли мы (интересное у израильтян представление об американцах) и не нужна ли нам какая помощь и вода. По-видимому, они решили, что бывший американский бойскаут лижет скалу в поисках влаги. Скала оказалась соленой! И белые кусочки, отбитые колесами от дорожных камней тоже! Более того, вечером в отеле мы обнаружили, что наша одежда тоже пропитана солью.

Итак, мы спустились к машине и двинули дальше к Эйн-Бокеку. Проехав километра 2, муж вдруг резко затормозил. Перед  нами красовалась табличка, на которой белым по коричневому было написано «Lot’s wife». Второй жены Лота нам было в этот день многовато, и мы решили вернуться сюда завтра.

Хочу отметить, что за последние 6 км, которые мы ехали по берегу Мертвого моря вдоль Содомского хребта, фигуры, смахивающие на жену Лота стали попадаться  буквально на каждом шагу.