Это слово у нас, российских подданных, на слуху. Но только из-за фонетического недоразумения. Потому что название знаменитой, очень эффективной израильской спецслужбы Моссад никакого отношения к крепости Масада не имеет. Моссад – в переводе с иврита, означает «учреждение», а слово Масада (укрепление) греческого происхождения, на иврите звучит как «Мецада», переводится как крепость (мецуда). То есть фраза «крепость Масада» в каком-то смысле как «масло масляное», дословно «крепость Крепость».
Это – знаковое место в Израиле. Тут можно увидеть патриотов с флагами, новобранцев, принимающих присягу и произносящих известные всем в Израиле слова «Масада больше не падет», школьников с учителями. Причина - в удивительной истории-мифе, которая связана с этой древней крепостью. Мифу этому почти две тысячи лет и, как это всегда бывает с древними историями, отделить миф от правды, художественный образ от исторических фактов принципиально невозможно. Но даже если бы этой истории не было, она, несомненно, заслуживает того, чтобы ее придумали и рассказали людям. И она заслуживает того, чтобы в нее поверили, хотя все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Ибо, легенда эта ставит вопросы, на которые трудно дать ответ.
Единственный автор, от которого мир узнал об этой трагической, полной патриотизма легенде - еврейский историк и литератор Иосиф Флавий. Парадокс в том, что этот человек сам вполне может считаться предателем, а вовсе не патриотом. Не будем вдаваться в детали, суть в том, что во время Иудейской войны Иосиф Флавий возглавлял оборону городов в Галилее, но римляне подавили сопротивление и одержали победу. После этого поражения Иосиф Флавий, в отличие от своих товарищей, не принял смерть, а сдался в плен, и сумел хитростью не только сохранить себе жизнь, но и свободу. Даже получить римское гражданство и место при дворе Императора. А во время осады Иерусалима он, со стороны врага, уговаривал защитников города сдаться в плен, при этом был ранен своими соотечественниками у стен старого города.
И вот, именно этот человек в своей знаменитой книге «История Иудейской войны против римлян» рассказал про оборону Масады, которая стала символом стойкости и свободолюбия еврейского народа. Воистину, мир полон парадоксов!
История эта такова. После падения Иерусалима около тысячи евреев, относящихся к зелотам и сикариям (наиболее радикальным группам, ни при каких условиях не признававшим власти Рима), заняли неприступную крепость Масада, расположенную на скале, недалеко от берега Мертвого моря. Они выбили из нее небольшой отряд римлян и остались там жить со своими семьями. Всего около тысячи человек. Крепость эту строил царь Ирод Великий, тот самый, который возводил Второй храм. Строил, как последнее надежное убежище для себя в случае победы внешних или внутренних врагов. А строить Ирод любил и умел, крепость действительно получилась практически неприступной.
Располагаясь на вершине четырехсотметровой скалы, она имеет единственную связь с внешним миром – узкую Змеиную тропу, поднимающуюся со стороны Мертвого моря. По ней можно передвигаться только гуськом, для взятия крепости она совершенно непригодна. В крепости Ирод создал огромные резервуары, в которых накапливалась дождевая вода и вода из источников. Воды было так много, что её не только пили, но и наполняли ванны и бассейны. Продовольственные склады крепости позволяли создавать запас продуктов на несколько лет осадной жизни.
Для римлян взятие крепости и наказание строптивых было делом принципа. Просто, чтобы другим неповадно было. Поэтому сюда был послан победоносный десятый легион, которым командовал Флавий Сильва. Пятнадцать тысяч легионеров огородили крепость, чтобы исключить ее связь с внешним миром и устроили свои военные лагеря в окружающей пустыне. Римляне имели большой опыт осад, они быстро поняли, что единственный возможный шанс пробить стены крепости – сделать специальную насыпь и по ней подвести стенобитные машины. Рельеф местности с западной стороны Масады позволял за разумное время сделать такую насыпь. Осада длилась три года. Наконец, брешь в стене была пробита, а дополнительная внутренняя деревянная стена, сооруженная осажденными, подожжена. На следующее утро был назначен окончательный штурм.
Оборонявшие крепость понимали, что шансов не осталось, через несколько часов римляне будут внутри. И тогда Элазар бен Яир - один из лидеров антиримского восстания – предложил «украсть победу» у ненавистного врага. По предложенному плану сначала каждый мужчина должен был убить свою семью, чтобы не допустить позора жен и рабства детей. Потом десять мужчин, на которых падет жребий, должны убить всех остальных отцов семейств. После этого один из десяти должен был убить оставшихся девятерых и, наконец, покончить с собой. Грех самоубийства (в иудаизме это тоже тяжелый грех), таким образом, формально сводился к минимуму, ложился только на одного, последнего защитника крепости.
После обсуждения и дебатов план был принят и реализован. Как водится, не обошлось без ошибок: две женщины с пятью детьми спрятались в одной из цистерн для питьевой воды и остались жить. От них и узнали легионеры, а от легионеров впоследствии летописец Иосиф Флавий, о последних страшных событиях в крепости Масада. Готовившиеся к серьезному сражению римляне были поражены, не обнаружив в крепости никого и ничего. Все вещи, которые могли гореть, были предварительно сожжены защитниками, за исключением продовольствия. Оно специально было оставлено, чтобы враги знали, что в еде у них не было недостатка.
Вот такая история. Остатки крепости были обнаружены (отождествлены) в 1862 году. Но серьезные раскопки были проведены лишь в начале 60-х годов XX века. Среди находок нужно упомянуть найденный кувшин с черепками, на которых написаны имена. Находку можно воспринимать, как подтверждение рассказа Флавия о жребии, правда, черепков было найдено 12, а не 10. Другая удивительная находка – семена финиковой пальмы, которым около 2000 лет. А вот куда делись останки тысячи (если верить Флавию) жителей крепости – не понятно. Какие-то останки действительно были найдены и торжественно перезахоронены, но далеко не тысячи человек, а не более тридцати.
В это трудно поверить, но одно из найденных древних семян пальмы проросло (найдено было в 1965, а посажено и проросло в 2005), и из него уже выросло дерево около трех метров высотой. Появилась надежда на восстановление древнего сорта иудейской финиковой пальмы. Правда, финиковая пальма – двуполое растение. Пока пол растущего дерева не определен – это можно будет сделать позднее. В любом случае, для восстановления вида нужно попытаться получить еще одно растение противоположного пола, хотя селекционная работа возможна в любом случае.
Но не слишком ли много символов в этой истории? Флавий, который обманул соратников и не покончил с собой, а сдался римлянам, и который потом описал чрезвычайно похожую историю, произошедшую в крепости Масада. Семя возрастом в 2000 лет, из которого вырастает дерево – символ возрождения еврейского народа на земле Израиля. Символов всегда ровно столько, сколько нужно, сколько требует время. Ответ на вопрос, «может ли свобода выступать в роли савана или она умирает вместе с человеком, и, следовательно, не может быть дороже жизни?», - каждый ищет и находит сам. Важно, что история Масады поставила перед людьми этот вопрос почти два тысячелетия назад. А то, насколько литературный талант Иосифа Флавия (предателя) причастен к его постановке, совсем неважно спустя 2000 лет.